Skip to main

Встаньте в круг: колористика для начинающих и круг Освальда

0
0
0
Дарья Евтянова
Автор, журналист и модный обозреватель
читайте также

Что такое звезда Освальда в колористике

звезда Освальда в колористике

Даже если вы еще не начинали погружаться в философию цвета, то, скорее всего, вам уже встречались звезда Освальда и схемы колористики на различных фото в интернете. Круг Освальда используется не только для колористики волос, он сопровождает нас в течение всей жизни: в цветах, которые мы видим вокруг, в рисунках, интерьере и одежде.

Это интересно! В учебных модулях онлайн-платформы Access начинающие парикмахеры получают возможность пройти обучение на базовых и продвинутых курсах колористики. Приглашаем ознакомиться с профессиональными тонкостями применения круга Освальда в практической работе колориста на Access.

Вильгельм Фридрих Освальд (в некоторых источниках — Оствальд) разработал систему, основанную на четырех базовых цветах: желтом, синем, зеленом и красном. Разделив и смешав оттенки, он создал так называемый круг Освальда, чтобы было проще подбирать гармоничные цвета и вычислять антагонистов.

«Звезда Освальда» — это второе название цветовой схемы. За счет расположения в крайних точках чистых цветов — синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого — образуется шестиконечная звезда.


Цветовой круг Освальда — это окружность, в которой расположены цвета на 24 секторах. В круге есть диады (противоположные цвета), триады (два ближайших цвета и противоположный) и квадриады (два ближайших и два противоположных цвета). Цвета, которые расположены рядом последовательно, называются смежными, а те, что находятся друг против друга, — комплементарными.

Елена Комиссарова

Технолог L'Oréal Professionnel


Как объясняет наш эксперт, если провести воображаемую горизонтальную линию через центр круга, то те цвета, которые будут под ней, называют холодными, а над ней — теплыми. Для колористов это инструмент, который используется, чтобы правильно понять первичные, вторичные и третичные цвета. Гармонично сочетать оттенки, создавать нейтрализацию для фонов осветления — и создавать уникальные тона.

Как колористу пользоваться цветовым кругом Освальда: основные правила

Фото: Redken, соцсети

Колористика и звезда Освальда — понятия неразделимые. Круг определяет законы формирования оттенков. Все просто: зеленый нужен, чтобы нейтрализовать красный, а желтый с красным дадут оранжевый. Ошибочное использование цветов чревато некрасивым оттенком на голове клиента. Чтобы снизить риски и получить предсказуемый вариант, нужно использовать круг колориста и всегда держать в голове базовые правила. Разбираемся, из чего состоит круг колориста и какие основные правила работы этого круга нужно знать назубок.

Первичные цвета и круг Освальда для колористики: как пользоваться?

Основы колористики проходят на уроках изо в школах, в кружках по рисованию и творческих студиях, начиная смешивать базовые пигменты. Цветовой круг для начинающего парикмахера-колориста открывается именно с первичного ряда. К нему относятся синий, красный и желтый, так как путем смешивания из них можно получить абсолютно любой другой цвет.

Из первичных цветов единственный холодный — синий, его добавляют для глубины, затемнения и придания прохлады. Красный затемняет желтый, а синий заставляет казаться светлее. Желтый — самый слабый из первичных цветов, используется для высветления и добавления яркости. Все три цвета в разном соотношении представлены в натуральном пигменте волос.

Вторичные цвета

Смешивая в равной пропорции первичные цвета, можно получить вторичные. К ним относятся: зеленый (желтый + синий), фиолетовый (красный + синий) и оранжевый (красный + желтый). В неравной пропорции можно получить близкие оттенки, так в круг колористики добавляются более темные или более светлые вторичные цвета.

Круг Освальда для колористики: третичные цвета, когда нужно больше красок

Круг колориста также образуют и третичные цвета: основные правила гласят, что их получают путем смешивания в равных пропорциях одного первичного цвета и одного вторичного. Дальнейшее смешивание красок позволяет получить сложные цвета и максимальное количество вариаций.

Родственные цвета

Круг Освальда для колористики волос при изучении достаточно ограничен, чтобы упростить задачу начинающему парикмахеру. После понимания принципов работы с базовыми цветами можно переходить к уточнению оттенков в рамках родственных.

Родственные цвета — это палитра близких оттенков без резких противоречий. Отдельно рассматривают родственно-контрастные сочетания цветов, то есть гаммы из родственных и контрастных пар.

При окрашивании волос можно смешивать близкие по оттенкам пигменты, но важно использовать палитру одного производителя, потому что палитры и процентные соотношения пигментов в них могут разниться.

Монохромные цвета

Сочетание близких друг другу оттенков образует монохромный ряд. Они могут быть схожи по глубине тона (один уровень глубины тона, но разная насыщенность), по насыщенности или одному тону. Для получения необходимого оттенка их можно смешивать между собой.

Монохромные цвета по сути являются сочетанием оттенков в рамках одного сектора звезды Освальда — колористика отличает их по яркости и насыщенности. На фото близкие тона различить достаточно трудно, зато в моде и дизайне монохромные оттенки имеют огромное значение.

Ахроматические цвета

В основе теории цветоделения Освальда есть еще один нюанс. Цветовой круг — это на самом деле... два конуса! Умозаключение, шокирующее любителей геометрии, заключается в том, все цвета представляют собой замкнутое цветовое тело из двух конусов с общим основанием. Единой осью является ахроматический ряд цветов, где верхняя точка — это белый цвет, а нижняя — черный.

В ахроматическую палитру входят все серые оттенки от белого до черного. Белый цвет — максимально светлый за счет отсутствия оттенков, а черный содержит в себе все тона, что просто запомнить с отсылкой на «Черный квадрат» Малевича, созданный якобы из разных цветов. Контраст в ахроматическом ряду достигается за счет разности между уровнями светлости. Цветовой круг в колористике окрашивания волос предполагает правильное сочетание противоположных оттенков, чтобы выйти на ахроматическую гамму на волосах.

Пепельные оттенки

Серые, пепельные и серо-коричневые оттенки — одни из самых сложных цветов в работе колориста. Если тщательно посмотреть на круг Освальда, то становится понятно, что получить правильный пепельный оттенок на волосах возможно только с помощью нейтрализации естественных желтых и рыжих пигментов в волосах.

Есть мнение, что чистый ледяной оттенок с пепельным, перламутровым или титановым нюансом невозможно получить, предварительно не «убив» волосы. Это не совсем так. Попробуйте сочетать в сложных техниках окрашивания осветляющий порошок High Riser с кислотным бондером и тонирующие красители без аммиака — кислотный Tonal Control или щелочной SoColor Sync. По данным тестирования, бондер на основе лимонной кислоты и глицина — защитный комплекс в составе порошка — снижает ломкость волос после окрашивания на 79%. Красители Matrix также содержат бондер и эффективно нейтрализуют нежелательный теплые оттенки любого фона осветления.

Цветовой круг для парикмахера-колориста: что такое нейтрализация и фон осветления

Фото: Redken, соцсети

В зависимости от желаемого оттенка и фона осветления мастер проводит нейтрализацию согласно кругу Освальда. Фон осветления представляет собой концентрацию меланина после вытеснения синего пигмента и снижения уровня других пигментов осветлителем. Как мы помним из главы про основы звезды Освальда, есть еще два цвета — красный и желтый. Их оставшееся соотношение и будет указывать на фон осветления.

Например, стартовый цвет представлял собой условную часть синего, две части красного и три части желтого. Обесцвечивание сначала удалит синий (которого, строго говоря, и так нет — еще один секрет колористов), а затем остальные пигменты, но не полностью.

Конечный результат зависит от природной концентрации вещества меланина и выбранного уровня осветления волос.


Те цвета, которые находятся диаметрально противоположно друг другу в круге колориметрии, являются взаимонейтрализующими. Например, если в процессе окрашивания мне необходима нейтрализация желтого фона осветления, то потребуется фиолетовый цвет, который содержится в перламутровых оттенках. Фон осветления — это цвет натурального пигмента после осветления или окрашивания.

Елена Комиссарова

Технолог L'Oréal Professionnel


В L’Oréal Professionnel существует специальная шкала, в которой указаны фоны осветления. Каждому уровню тона соответствует свой фон осветления, который влияет на финальный цвет.

Таким образом, нежелательный темно-красный и красный можно нейтрализовать зеленым пигментом, красно-оранжевый убирается сине-зеленым цветом, а оранжево-желтый — сине-фиолетовым нюансом. Правильно выбирать оттенок для нейтрализации помогает круг колориста: берем тон, который нужно убрать, находим противостоящий ему в круге оттенок — он-то и будет нейтрализатором. Конечно, в работе колориста все несколько сложнее, но сейчас мы говорим об основах.

Можно сказать, что нейтрализация немного похожа на арифметику. Учитываем конкретный фон осветления и характерные для него пигменты, а затем подбираем один или более микстонов в нужной дозировке для поглощения нежелательного полутона. Законы колористики выучить проще, чем логарифмы. Попробуйте уже сейчас: получить исчерпывающие знания и основные навыки работы с цветом вы можете в соответствующих учебных модулях международной онлайн-платформы L’Oréal Access.

Выбор оттенков по «кругу колориста» для окрашивания волос красками

Звезда Освальда, колористика, фото, которое приносит клиент с просьбой повторить оттенок, странное значение цифр на упаковке красителя... Начинающий мастер может легко впасть в панику, глядя на это. Однако всё приходит с опытом. Главное — запомнить, что обозначает волшебный шифр, а также провести диагностику, тогда процесс подбора и смешивания пройдет идеально.

Первая цифра на краске обычно указывает светлость и уровень глубины тона. Вторая — вспомогательный пигмент. Можно добавить второй краситель близкого оттенка того же производителя, колористы называют эти миксы рецептами цвета. В зависимости от сочетания можно создать абсолютно любой цвет на волосах, который только пожелает ваш клиент, или даже восстановить природный оттенок прядей.


Точная диагностика — это залог успешного окрашивания. При диагностике колорист учитывает натуральную базу, фон осветления и процент седых волос. И, конечно же, мечту клиента. Далее составляет рецепт окрашивания, с помощью которого можно подчеркнуть фон осветления или нейтрализовать его. На выбор оттенка влияют диагностика и желание клиента: насколько должен быть холодным или теплым цвет, прозрачным или глубоким.

Елена Комиссарова

Технолог L'Oréal Professionnel


В мире профессиональных красителей, в том числе и тех, на которых работают эксперты SalonSecret (L’Oréal Pro, Matrix, Redken), представлена богатая палитра оттенков в широких или узконаправленных гаммах. Однако нумерация во всех гаммах одного бренда, как правило, едина. Например, возьмем цифровой код у L’Oréal Professionnel — 8,34. Первая цифра перед запятой обозначает уровень тона, цифры после запятой обозначают оттенок. 8,34 — это светлый блондин, золотисто-медный. Иногда можно увидеть нюансы (где не указана глубина, а только оттенок), например Majirel Glow L.02, Glow D.12. Это оттенки с меньшим содержанием базы и с максимальной нейтрализацией.

Опытные колористы постоянно практикуются в смешивании красителей и составлении своих авторских рецептур. И при этом, конечно, держат в голове круг Освальда. Начинающим мастерам, помимо теоретического обучения и отработок, мы советуем со сложными вопросами обращаться к нашим экспертам. Авторизованные пользователи могут оставить вопросы в комментариях под этим материалом.

Реклама salonsecret.ru

backgroundproduct
14 человек на сайте рекомендуют этот товар
SoColor Pre-Bonded Основная коллекция
Подробнее

Реклама. www.salonsecret.ru ERID: Kra23amBS

backgroundproduct
25 человек на сайте рекомендуют этот товар
L'Oréal Professionnel паровой стайлер SteamPod 3.0
Подробнее

Реклама. www.salonsecret.ru ERID: Kra23dnWp