Что такое колористика в парикмахерском искусстве?

Колористика — это фундаментальная наука о цвете, без которой сегодня не обходится работа практически ни одного парикмахера.
Без досконального знания колористики мастер не сможет определить тон и глубину цвета волос клиента, подобрать новый оттенок в зависимости от цветотипа, смешать красители в правильных пропорциях, нейтрализовать нежелательный тон, вернуть натуральный цвет и так далее.
То есть профессиональный колорист должен обладать достаточными знаниями теории цвета и умело применять ее на практике во время процедуры окрашивания волос. Достаточно пройти полный курс уроков колористики для начинающих парикмахеров, чтобы освоить азы профессии, а затем постоянно совершенствоваться. Об этом — подробнее.
Как стать колористом волос с нуля: где пройти обучение?
Как стать колористом волос с нуля, без среднего профессионального образования за плечами? Сегодня все желающие могут пройти обучение на специальных курсах «колористики с нуля», но этот вариант подходит скорее для тех, кто хочет научиться краситься самостоятельно, нежели для полноценного освоения профессии колориста.
Будущие специалисты по окрашиванию волос изучают азы и секреты колористики несколько лет — обычно на получение среднего специального парикмахерского образования в технологическом колледже необходимо два-три года. В процессе студенты узнают не только правила колористики при окрашивании волос, формулы создания оттенков и как пользоваться красителями, но и осваивают операции по обработке волос, технике укладки, видам стрижек, основам моделирования причесок и многое другое.
На этом обучение, конечно, не заканчивается: чтобы быть в тренде, колористу обязательно нужно обновлять свои навыки и знания в парикмахерском деле.
Как отмечает технолог L’Oréal Professionnel Елена Комиссарова, для парикмахеров есть масса вариантов повысить свою квалификацию в короткий срок — от классических курсов и практических семинаров до обучающих приложений для смартфона (в качестве примера можно привести платформу L’Oréal Access для iPhone и iPad, также она существует для устройств на базе операционной системы Android).
Что касается повышения квалификации, то сейчас возможностей очень много. Каждый мастер может найти необходимый для себя курс в зависимости от потребности: получить новые знания по техникам окрашивания или стрижкам, получить или обновить базовые знания по колористике, ознакомиться с новинками. И, что очень удобно, есть разные форматы обучения: самостоятельное изучение на онлайн-платформе, онлайн-семинары с технологами бренда и практические семинары (офлайн-формат).
Качественные расходные материалы станут вашими верными союзниками и в процессе учебы, и на профессиональном поприще. Наши эксперты рекомендуют пользоваться продуктами широко известных брендов, заслуживших уважение у колористов.
Основы колористики для парикмахеров


Колористика — необходимый для работы парикмахера инструмент, освоив его, мастер может создать окрашивание любой сложности. Однако конечный результат окрашивания волос зависит не только от мастерства специалиста, но и от природного цвета локонов. Рассмотрим основы колористики в кратком виде.
От чего зависит цвет волоса?
На натуральный цвет волос напрямую влияет пигмент меланин. Он, в свою очередь, делится на два вида: эумеланин (крупные клетки красного и синего цвета) и феомеланин (округлые клетки красного и желтого цвета).
Это интересно: синие молекулы пигмента меланина отвечают за глубину и холодность цвета волос, красные — за насыщенность, а желтые — за яркость.
В любых волосах есть все пигментные частицы, но в зависимости от того, какие из них преобладают, цветовое отражение будет разным. Так, для брюнеток характерно большое количество эумеланина, а для блондинок — феомеланина. Причем в очень светлых волосах эумеланин практически полностью отсутствует и замещается молекулами кислорода.
Кстати, феомеланин отвечает и за фон осветления, то есть тот цвет волос, который останется после удаления эумеланина. Именно феомеланин часто дает нежелательную желтизну и «ржавчину» при осветлении волос или болотный оттенок при их затемнении.
Теория цвета
Основа основ, которую должен знать любой колорист, — это базовая теория цвета. Синий, красный и желтый — это так называемые первичные цвета. Любой натуральный оттенок волос от черного до светлого блондина — это как раз сочетание трех первичных цветов. Смешивая синий, красный и желтый между собой, можно получить вторичные цвета. Например, микс желтого с красным дает оранжевый цвет, желтого с синим — зеленый, красного с синим — фиолетовый. При смешивании вторичных с первичными получаются третичные цвета.
Законы смешивания цветов в колористике и формирования оттенков в окрашивании волос основаны на круге Освальда. Умение работать с ним — важнейший навык, которым должен владеть парикмахер-колорист. Например, чтобы нейтрализовать какой-то оттенок, мастер берет цвет, расположенный на круге напротив того, от которого нужно избавиться. Если же оттенок нужно, наоборот, усилить, то его смешивают с цветом, расположенным по соседству, то есть с родственным оттенком. Родственные цвета находятся в одной четверти цветового круга Освальда. Без теории цвета и основ колористики в учебных программах начинающие парикмахеры вынуждены были бы постигать цветоведение только на практике, путем проб и ошибок. А ошибка — это всегда чьи-то волосы и чье-то испорченное настроение.
Еще одна неотъемлемая «база» для колориста — знание температуры цвета. Все оттенки подразделяются на холодные и теплые. Условная разделительная линия на цветовом круге проходит через красный и зеленый — они относятся и к тем, и к другим. В свою очередь, фиолетовый и синий — это холодные цвета, желтый и оранжевый — теплые.
Чтобы нейтрализовать холодный оттенок, мастер использует теплый тон. В обратную сторону это тоже работает: для нейтрализации теплого фона осветления используется холодный оттенок (цвет). И для того чтобы получить красивый точный результат, необходимо учитывать много нюансов: фон осветления, его плотность, качество волос и тот оттенок, который мастер берет для нейтрализации.
Считается, что холодные оттенки, стоящие на круге Освальда друг за другом против часовой стрелки, несовместимы. В то же время теплые оттенки, расположенные друг за другом по часовой стрелке, совместимы.
Перед окрашиванием волос колорист всегда визуально определяет уровень глубины тона волос, то есть их основной цвет без каких-либо дополнительных оттенков. Для удобства выделяют десять уровней глубины тона — от самого темного к самому светлому. Например, у L’Oréal Professionnel это:
1 — черный,
2 — брюнет,
3 — темный шатен,
4 — шатен,
5 — светлый шатен,
6 — темный блондин,
7 — блондин,
8 — светлый блондин,
9 — очень светлый блондин,
10 — очень-очень светлый блондин.
Иногда в обозначении присутствуют вторая и третья цифры (цветовой нюанс) или буква (цветовое направление), таким образом производители расширяют цветовой ряд своих красок.
Правила колористики по цветотипам внешности: таблица
Работу мастера при окрашивании значительно упрощает цветотипирование. Цветотип внешности — это колорит, который определяется природным оттенком кожи, глаз и волос. Всего выделяют четыре основных цветотипа: «лето» и «зима», которые относятся к холодным колоритам, а также теплые «осень» и «весна». Профессионалы отмечают, что такой подход действительно применим на практике, однако в реальности всё несколько сложнее. «Чистые» типажи практически не встречаются. И всё же это азы, и знать их необходимо.
Если брать эту классификацию за основу, то общие рекомендации по выбору цвета волос выглядят следующим образом:
Техника сложного окрашивания
Если вы пока имеете приблизительное представление о техниках, для начала советуем ознакомиться со статьей о различиях между окрашиванием и тонированием, прежде чем читать дальше.
Профессиональным мастерам колористики сегодня доступны сложные вариации окрашиваний с бликами и переливами разных тонов и оттенков. Технолог L’Oréal Professionnel Елена Комиссарова отмечает, что к популярным сложным техникам можно отнести такие виды окрашивания, как шатуш, балаяж и аиртач.

Шатуш — это техника окрашивания, которая позволяет создать очень мягкие, плавные переходы, придать волосам визуальный объем, рельефность и многогранность. Для этого мастер начесывает пряди волос, на них наносит осветляющий состав, отсчитывает рекомендованное время выдержки, смывает и затем тонирует. При осветлении состав не наносится на корни волос, за счет чего при отрастании получается очень мягкий, незаметный переход. Такое окрашивание не нужно часто корректировать. С помощью техники шатуш можно создать и пастельные пряди, и яркие контрастные — все зависит от желания клиентки и ее исходных данных (натуральные или окрашенные волосы).

Балаяж — это техника, с помощью которой мастер создает эффект выгоревших на солнце волос. Дает очень естественный и натуральный результат. В процессе мастер буквально рисует на волосах осветляющим продуктом, выдерживает рекомендованное время выдержки, смывает и затем тонирует. Эта техника красиво смотрится как на прямых, так и на волнистых волосах, придает движение и текстуру прическе.

Аиртач — техника мелирования, в которой пряди волос выдуваются с помощью фена и осветляются. В результате получаются максимально мягкие и естественные переходы.
Опытные колористы с легкостью сочетают две-три техники для получения уникального цветового рисунка.
А технологи и колор-хакеры Matrix советуют взглянуть на колористику под новым углом. К примеру, через оптику Мульти Мелтинга. Как отмечает наш эксперт Карина Котова, суть окрашивания состоит в том, что мастер создает осветление отдельных прядей на темных волосах, причем волосы могут быть темными как от природы, так и ранее окрашенными. После полученного осветления берется несколько оттенков одного цветового направления, разница будет в уровнях тона. Ближе к прикорневые зоне наносятся темные оттенки, на середину — средней светлости, ближе к концам — самые светлые.


Важно подбирать оттенки, исходя из фундаментальных знаний в колористике. То есть в случае, когда полученный фон осветления не позволяет наносить светлые оттенки, так как это повлечет за собой появление нежелательного оттенка, стоит рассмотреть более насыщенный результат, чтобы перекрыть фон и создать красивое цветовое направление.
Виды красящих составов

Колористу для качественной работы нужны исключительно проверенные составы и предсказуемый результат — это могут гарантировать только салонные бренды. Поэтому, конечно, профессиональный мастер никогда не будет использовать бытовую краску из супермаркета или натуральный краситель вроде хны. В этой статье эксперты SalonSecret рассказывали об особенностях продуктов, с которыми работают каждый день.
Из всего многообразия колористы используют, например, такие разновидности красителей:
обесцвечивающие составы (задача таких средств — полностью удалить пигмент волоса с целью дальнейшего тонирования или окрашивания);
осветляющие крем-краски (они делают волосы на несколько тонов светлее и одновременно придают им новый оттенок);
тонирующие краски без аммиака (их щадящий состав как бы обволакивает волосы снаружи, придавая естественному цвету нужный оттенок);
перманентные краски (дают стойкий долговременный результат благодаря аммиаку в составе, проникающему глубоко внутрь волоса и заменяющему имеющийся цветовой пигмент на новый);
полуперманентные краски (не содержат аммиака, за счет чего причиняют минимальный вред волосам);
красители с пигментами прямого действия (предназначены для креативного окрашивания или — как маски So Silver, Dark Envy и Brass Off от Matrix — для нейтрализации нежелательных тонов).
Теоретические знания в колористике, пожалуй, более важны, чем в других направлениях парикмахерского искусства. Именно поэтому совет профессионала буквально на вес золота. Проконсультироваться с колористами вы можете в социальных сетях известных профессиональных брендов (например, у L’Oréal Professionnel это аккаунт в VK, у Matrix — сообщество Matrix Россия. А также вы можете оставить свои вопросы в комментариях ниже.